Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Необходимым условием организации успешного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Грузенская СОШ является создание безбарьерной адаптивной среды, предполагающей техническое оснащение учреждений образования, дополнительную подготовку педагогов, разработку специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и позволяющей обеспечить их полноценнуюинтеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию.
Инклюзивное образование в МБОУ Грузенская СОШ— это комплексное взаимодействие по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Деятельность направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы. Модель инклюзивного образования МБОУ Грузенская СОШ (далее Модель) представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации.
В описании модели используются следующие понятия:
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех в плане приспособления к различным потребностям всех обучающихся, что обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Тождественные понятия: обучающийся с особенностями развития, обучающийся с особыми потребностями.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Нормативным основанием разработки Модели являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Национальный проект «Образование» (2019 – 2024г.г.),
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2020 г.),
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае (2017-2025 г.).
Эти документы нормативно регулируют право на образование без дискриминации по состоянию здоровья, определяют возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы в качестве наиболее эффективных дидактических подходов признаются: личностно-ориентированный, системно- деятельностный, компетентностный; наиболее адекватными формами и методами обучения признаются – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие); наиболее адекватной моделью образовательной среды – творчески развивающая. Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой - минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников.